среда, 31 марта 2010 г.

Как правильно наказывать пьяных водителей?

drunkНедавно президент внес в Госдуму законопроект, запрещающий вождение автомобиля при любом уровне алкоголя в крови. Зачем дважды наступать на одни и те же грабли? В этой статье я приведу свои рассуждения на эту тему, а также предложу несколько вариантов альтернативного решения проблемы.




Кому не интересны мои размышления на тему пьянства за рулем, переходите сразу к предложениям.


Лирика
Ну вот опять, из огня да в полымя. Жили мы и при нулевом уровне алкоголя в крови водителя и при 0.3 г/литр – пьяные как были, так видимо и будут. Вот, говорят, наш человек он ведь меру-то не знает, где разрешишь выпить рюмку – выпьет и литр. Такие люди есть, что греха таить, только забывают, что такому человеку вообще наплевать на рамки. Если уж он захочет выпить, а потом за руль сесть, то ему, хоть 0.3 г/литр оставь, хоть ноль, он все одно поедет. Ну вот и я хочу спросить вас: какая мне будет разница, введен у нас полный запрет или оставлен порог, если я попаду в ДТП, виновником которого окажется пьяный водитель? Идем дальше. Такие бухарики - это всего лишь сотая часть процента от общего числа автолюбителей. Все остальные - контролирующие себя люди, способные понять, когда можно сесть за руль, а когда нет. Их можно разделить на две категории: вообще не употребляющих, когда ты знаешь, что должен сесть за руль (себя я отношу к этой категории), и людей, позволяющих себе злоупотребить, в надежде, что “выветрится”. В принципе, обе категории теперь опять попадают в состояние, когда вчерашние посиделки с утра могут закончится лишением прав (я уж не говорю про лекарства на основе спирта, конфеты с коньяком и т.д.). Только первая категория, скорее всего откажется либо от посиделок, либо от езды за рулем, а вторая все-таки рискнет. И тут, на сцену выходит еще один герой – это армия ГИБДД (та, что юмористы точно расшифровали как “Гони Инспектору Бабки и Дуй Дальше”). О том, что все имеет свою цену, я думаю, говорить не приходится. За пьянку у нас сейчас по-любому лишение прав на 2 года, а по расценкам ГИБДД – это в зависимости от региона, вашей машины и вашего состояния от 5 до 100 тысяч рублей. И ведь большинство “попавшихся” – это не “в хлам” упитые люди, а как раз из категории “вчера пил, надеюсь, уже выветрилось”, т.е. с 0.1-0.3 г/литр. Сейчас вы только улыбнетесь сочувственно инспектору, потратившему на вас столько своего ценного времени, а когда порог уберут, все вернется на круги своя: люди, не желая расставаться с правами на два года, будут делать “взносы”. Как вы понимаете, возможность получить “взносы” толкает на все возможные уловки и хитрости ради их получения. Как говорят сами милиционеры, не надо давать лишнего повода к преступлению. Кстати, с тех пор, как ввели “остаточную” норму, меня ни разу не остановили сотрудники ГИБДД с целью поголовной проверки всех проезжающих на алкоголь. А при проверке документов всегда ограничивались вежливым участием: “все ли в порядке? ничего не болит?..  …после вчерашнего?”. Получая ответ, что все в порядке, отпускали, понимая видимо, что даже если и есть что в крови, то судя по походке, поведению и, вообще, внешнему виду, не так много, чтобы с ним возится. А может просто везло, не знаю. Интересно, удивит вас, если я скажу, что в Америке полисмену вообще нельзя проверить вас даже алкотестером, если у него нет на то веских оснований в виде вашего перегара, красного лица, неадекватного поведения и заплетающегося языка. А удивит то, что в нашей стране это тоже прописано законодательно в Правилах освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, глава 1, пункт 3. В принципе, водителям будет полезно весь документ прочитать, особенно пункт о разъяснении вам того, как будет проходить освидетельствование, глава 2, пункт 6:
6. Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения должностное лицо, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, или должностное лицо военной автомобильной инспекции информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением технического средства измерения, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте технического средства измерения.
Я уж не говорю о таких вещах, как одноразовая трубочка для дыхания, без которой я могу отказаться от обследования. Правда, скорее всего, в таком случае вас повезут обследоваться в медицинское учреждение. А может не повезут, решив, что связываться с вами себе дороже. Ладно, мы ушли от общего к частному :)
Так что же делать с этим вопросом в общем? С одной стороны, когда “остаточный” порог есть - наша надежда на “авось” чаще приводит к вождению за рулем пьяными (ИМХО, спорное утверждение, но ладно),с другой стороны, когда порог является нулевым, коррупция расцветает в полный рост, и подчас, под суровые законы попадают люди, чье нарушение формально. Если оба варианта не дают оптимального решения, значит нужно придумывать третий.
Немножко погуглив, я нашел несколько решений, которые уже существуют и работают по всему миру. Часть этих мер всегда мучила мой мозг и не давала покоя, почему нельзя сделать именно так. Оказывается можно, и уже делается.
Вот варианты того, в каких направлениях можно двигаться:


  1. Оставить порог, например 0,3 г/литр. Но, за содержание алкоголя в крови меньше этого порога выписывать штраф. В российских условиях это могло быть 500-1000 рублей, чтобы человек платил эти деньги в казну, а не на лапу ГИБДДшнику. Я думаю, что не так часто люди попадаются в своей жизни пьяными, поэтому, понимая, что права не отберут, платить сотруднику не станет принципиально.


  2. Ввести принцип “рецидива”. Первый раз нарушил: до порога – штраф, после порога – 3 месяца лишения прав, второй раз нарушил в течение какого-то срока (например года с момента последнего такого нарушения) – лишение прав на 3 месяца до порога, и на 2 года после порога. Попал пьяный в ДТП – по-любому 2 года лишения прав, если алкоголя больше порога, то и уголовная ответственность. Если это нарушение еще и рецидив, то плюс к этому еще и лишать прав пожизненно. (Конечно, тут тоже появляется поле для коррупции, т.к. человек знающий, что за рецидив наказание может быть строже, будет стараться, чтобы этой записи в истории его нарушений не было, но здесь уже надо бороться именно с самой коррупцией. Например, любое обследование, даже алкотестером должно проводиться только после заполнения бланка строгой отчетности с подписью водителя. Чтобы после выяснения результатов тестирования уже нельзя было начать договариваться на месте. Конечно бланки – это мутотень страшная, но в наших реалиях отсутствия цифровой подписи, пока видимо единственная. А так, конечно, можно было бы посылать уведомление из машины ГИБДД электронно в штаб на решение о проведении теста, в котором стояла бы твоя цифровая подпись, после чего ни одна из сторон ничего уже не смогла бы придумать) Принцип рецидива работает во многих странах, таких как Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Франция, Италия, Швеция.


  3. Ввести принцип стажа водителя. Так, для молодых водителей порог может вообще отсутствовать, ибо они и без алкоголя не могут на 100% контролировать автомобиль. Скажем, первые два года с момента получения прав. (Это конечно ничего не гарантирует, т.к. человек может получить права на будущее и начать ездить, будучи формально водителем со стажем)
  4. Ввести разделение на:
  • просто водителей
  • водителей, ответственных за транспортировку людей
  • водителей большегрузных автомобилей.
Для двух последних категорий должны применяться самые строгие меры, т.к. мера их ответственности больше. Тем более, что и так действует мед.осмотр перед выездом на линию, так что если ты вдруг оказался пьяным за рулем – то сам виноват.
Ну, наверное, и все. Пунктов немного, но из них можно делать миксы, дорабатывать напильником до получения очень равновесной системы. А еще, хочу сказать, чтобы не было проблем, старайтесь меньше пить и перед тем, как сесть за руль, да и вообще, по жизни.
Спасибо за внимание! :)
ЗЫ: Пока писал эту статью, понял, что у нас в стране не самые плохие законы на эту тему, только соблюдаются они не всегда, да и знаем мы эти законы, как оказалось, очень плохо. Да еще и меняют их каждые два года…

Комментариев нет:

Отправить комментарий